От птичьего двора до озера лебедей: 20 лет спустя

«Время» июнь 2010 года

 Сегодня на досках объяв­лений часто попадаются при­глашения на летние курсы изысканного фитнеса, ко­торый называют еще боди-балетом. Особо подчеркнуто, что в зале работает кондици­онер — потеть, мол, особен­но не придется. О балетной фигуре мечтают многие, но  мало кто знает, каким трудом добиваются результатов профессиональные балери­ны и их наставники. Причем их конечной целью вовсе не являются особые физические параметры. Искусство балета становится школой жизни, тяжким путем преодоления земного тяготения в прямом и переносном смысле.

 

Двадцать лет назад вопрос о творческой смене артистов балета в ХАТОБе стал ре­бром. Было построено новое здание театра. А заполнить большую сцену было некем: «стая» белых лебедей изрядно поредела. Кончилось и время социалистического распреде­ления — ждать, выделит ли Киевское хореографическое училище Харькову своих вы­пускников, не приходилось. Тем более, что оставалась вечная во все времена про­блема жилья для молодежи. Создание балетного училища в Харькове инициировали из­вестные далеко за пределами Харькова мастера Светлана Колыванова и Теодор Попеску, а также директор хореографической школы, бывшая балерина ХАТОБа Наталья  Ржевская. Тем более, что в далекие годы при театре была хореографическая студия. После войны она выпускала крепких артистов, которые прямо из учебного класса уверенно выходили на сцену. А еще раньше, в начале XX века, Наталья Александровна Дудинская-Талюри, мать нашей землячки, великой русской балерины Натальи Михайловны Дудинской, открыла возле Екатеринославского моста на Конторской балетную школу. Так что все участники «Лебединого озера» 1925 года в харьковской госопере фактически родились на берегу Лопани. Впрочем, опекой этих «лебедей» занималась уже не мать Дудинской, уехавшая с дочерью в Петроград, а заезжий балетмейстер Роберт Баланотти. Но вернемся к событиям 1990-х годов. Первый выпуск отделения классического танца при музыкальном училище (таким был в первое время его статус) не превратился в пробный блин. Хотя некоторые воспитанници тогда еще не успели вырасти в изящных птиц с белым оперением, а больше смахивали на обитателей птичьего двора, когда в их обществе появился всем известный  утенок. Необходим был единый высокий камертон, который первая (и бессменная) руководительница отделения Наталья Замесова, хореограф с ленинградским образованием безошибочно увидела в творчестве и педагогическом даре Светланы Колывановой, Теодора Попеску и их коллег по сцене. С тех пор, как подготовка классических танцовщиков естественным образом переместилась в училище культуры, где пост директора  занимает Владимир Левченко, учебный процесс стал более непосредственно связан с процессом театральным. Это значит, что больше внимания уделяется вопросам стилистики в подготовке премьерных спектаклей, проблемам ансамбля, актерского мастерства и технике поддержек, придающей легкость парению балерины в руках партнера. Четко просма­тривается стремление разно­образить профессиональную подготовку артистов балета в обучении приемам современного западного танца.

 

Результат очевиден: сегод­ня 90 процентов труппы теа­тра составляют выпускники училища, мастерство кото­рых высоко оценили зрители в Великобритании и странах Бенилюкса. То классическое единство стилистики, ко­торое так высоко ценится в хореографических спекта­клях, во многом обеспечивает балетмейстер-репетитор театра Нина Сильвестрова (она же занимается непосредственно со студентами). Долгое время считалось, что педагогическую работу должны выполнять ар­тисты, которые уже вышли на творческую пенсию. Так начиналась, например, педагогическая карьера бывшей ба­лерины Татьяны Иващенко, ныне ведущего педагога учи­лища. Но практика подсказывает и другое: многие выпускники 2000-го и последующих годов (такие как ведущие солистки Ирина Клюева, Ирина Ладыгина, Антонина Радиевская) уже сегодня успешно работают с учащимися и демонстрируют оригинальные постановочные идеи. Курс на  эксперимент успешно совмещается с созданием фонда  лучших образцов старинной  хореографии, что традиционно отражается в афише выпускньгх вечеров «От классики до модерна». Такой она была и «в отчете нынешних выпускников на сцене ХАТОБа, кото­рая уже стала для них родной, как и само искусство и законы жизни, которое оно отражает.

 

Александр ЧЕПАЛОВ. Фото автора.

This entry was posted in Преса про нас. Bookmark the permalink.

Comments are closed.